История появления сигнализации

Необходимость защиты своей собственности появилась с тех пор, как из общего пользования ресурсы и вещи стали «частной собственностью». Необходимость оградить свое имущество от ограблений и разрушений осталось с нами на уровне инстинкта.

Охранные системы прошли долгий путь изменений и совершенствований. Пирамиды в Древнем Египте, где, как известно, помимо мумий правителей хранилось и множество драгоценностей, оборудовали множеством ловушек, от обрушивания песка и падения каменных глыб, до скорпионов и пола из ножей. 

Часто защитниками были животные и птицы. Известная легенда о Риме и галлах гласит о том, как гуси, живущие в храме, почуяли чужаков. Они стали громко гоготать и тем самым разбудили воинов. Вот так гуси спасли Рим.

В Древней Японии сёгуны (правители) и высокопоставленные чиновники использовали в своих домах особое напольное покрытие – «Угуису бари». Стоило наступить на него, и пол издавал звук, похожий на пение птиц. Эта технология позволяла стражником всегда верно определять местоположение злоумышленника.

Первые электронные охранные системы

В рассказе Михаила Зощенко «Ночное происшествие» главный герой рассуждал о существовании такого прибора, который бы оповестил о проникновении в дом вора или убийцы. Итак, в середине XIX века была изобретена первая сигнализация. Это устройство было создано после изобретения электрического дверного звонка.

Изначально сигнализация была механической. Периметр охраняемой территории обхватывался натянутой проволокой или веревкой, которая должна была удерживать грузик с пороховым зарядом. Если веревку (или проволоку) кто-то задевал, то она обрывалась от натяжения, груз падал и взрывался. Так подавался сигнал о незаконном проникновении. Патент на «Патентованную сигнализацию от грабителей и ловушки для животных» был оформлен Джорджем Праттом, который изобрел эту систему.

Первую электрическую сигнализацию создал Альберт Августус Поуп. Патент был оформлен в 1853 году. Его устройство состояло из колокола, аккумулятора и электромагнита. Принцип заключался в образовании единой цепи через контакты всех дверных и оконных проемов. Как только один открывался, все контакты замыкались, и электромагнит получал заряд тока, провоцирующий колокольный звон.

Реализован проект, правда, был лишь в 1857 году. Тогда инновационную разработку приобрел Эдвин Холмс и стал производить устройства в Бостоне. Дело не пошло, люди восприняли новинку скептично, и производство переехало в Нью-Йорк. В 60-е годы прошлого века центр Америки был погребен под воровством и грабежами. Сигнализация дала возможность людям хотя бы частично обезопасить свои дома, и к 1866 году компания Холмса смогла установить больше чем тысячу электронных сигнализаций.

90-е годы XIX века стали по истине революционными в области охраны. Изобретение фотоэлемента позволило сделать ее более эффективной. Теперь для срабатывания сигнала достаточно было лишь того, чтобы человек перекрыл доступ к источнику света, который падает на цепь. Благодаря этому попасться стало проще, чем это было при системе проводов. В таких сигнализациях основную работу выполнял светолучевой сигнализатор.

Новая биометрическая эра

Развитие радиоэлектроники привело к появлению принципиально новых охранных систем. В 1953 году Самуэль Багно изобрел и запатентовал первый ультразвуковой датчик движения. Следующим этапом стало создание микроволнового датчика, который реагировал на высокочастотные микроволны, которые отражались от объектов. Сенсор фиксировал волны, микропроцессор анализировал изменения в отражении и при нарушении включал тревогу. 

70-е годы ознаменовались появлением инфракрасного датчика, фиксировавшего изменения в тепловом излучении от объектов. К быстрому прогрессу в области охранных систем привела возросшая в прошлом веке преступность. Простого ключа и замка было уже недостаточно. В настоящее время высокий уровень безопасности обеспечивается при помощи биометрической системы доступа.

Изобретение автомобильных сигнализаций

Толчок к изобретению охранных устройств для машин дал случай, произошедший в Париже 1896-го года. Тогда неизвестный угнал машину от Peugeot. Изначально средство защиты было механическим: оно блокировало рулевой вал, капот, колеса и двери. Устанавливалась такая сигнализация с внешней стороны автомобиля.

Усовершенствованные механизмы появились в 20-х годах прошлого века. В США была изобретена сигнализация, которая могла активировал гудок при взломе и попытке угнать машину. В Ленинграде в то же время производилась разработка бесконтактной системы, которая основывалась на принципе работы такого музыкального инструмента, как этерофон. Высококолебательные контуры настраивались на единую частоту, которая выводилась наружу через антенну. Движение руки возле антенны провоцировало гетеродинный эффект, преобразующийся в звук с помощью усилителя. Именно это устройство стояло в основе нынешних сигнализационных систем.

Назад

^ Наверх